Реставрация в Нижнем Новгороде Что это такое и почему в каждом старом здании нельзя разместить музей?
he Village Нижний Новгород в коллаборации с «Центром 800» рассказывает о проектах, которые делают наш город намного лучше. К 800-летию Нижнего в городе запущена масштабная программа по реставрации объектов
культурного наследия — в нее войдут более 70 зданий на территории исторического центра — от таких известных, как Дом Сироткина на Верхневолжской набережной и Оперного театра до сгоревшего много лет назад здания на Варварке, известного по работе уличного художника Ильи Мозги. Но что такое, собственно, «реставрация» и как устроен этот непростой процесс?
he Village Нижний Новгород в коллаборации с «Центром 800» рассказывает о проектах, которые делают наш город намного лучше. К 800-летию Нижнего в городе запущена
масштабная программа по реставрации объектов культурного наследия — в нее войдут более 70 зданий на территории исторического центра — от таких известных, как Дом Сироткина на Верхневолжской набережной и Оперного театра до сгоревшего много лет назад здания на Варварке, известного по работе уличного художника Ильи Мозги. Но что такое, собственно, «реставрация» и как устроен этот непростой процесс?
he Village Нижний Новгород в коллаборации с «Центром 800» рассказывает о проектах, которые делают наш город намного лучше. К 800-летию Нижнего в городе запущена
he Village Нижний Новгород в коллаборации с «Центром 800» рассказывает о проектах, которые делают
наш город намного лучше. К 800-летию Нижнего в городе запущена масштабная программа по реставрации объектов культурного наследия — в нее войдут более 70 зданий на территории исторического центра — от таких известных, как Дом Сироткина на Верхневолжской набережной и Оперного театра до сгоревшего много лет назад здания на Варварке, известного по работе уличного художника Ильи Мозги. Но что такое, собственно, «реставрация» и как устроен этот непростой процесс?
T
he Village Нижний Новгород в коллаборации с «Центром 800» рассказывает о проектах, которые делают наш город намного лучше. К 800-летию
Нижнего в городе запущена масштабная программа по реставрации объектов культурного наследия — в нее войдут более 70 зданий на территории исторического центра — от таких известных, как Дом Сироткина на Верхневолжской набережной и Оперного театра до сгоревшего много лет назад здания на Варварке, известного по работе уличного художника Ильи Мозги. Но что такое, собственно, «реставрация» и как устроен этот непростой процесс?
масштабная программа по реставрации объектов культурного наследия — в нее войдут более 70 зданий на территории исторического центра — от таких известных, как Дом Сироткина на Верхневолжской набережной и Оперного театра до сгоревшего много лет назад здания на Варварке, известного по работе уличного художника Ильи Мозги. Но что такое, собственно, «реставрация» и как устроен этот непростой процесс?
The Village Нижний Новгород решил в этом разобраться и пообщался с руководителем нижегородского филиала Российской ассоциации реставраторов Владимиром Молокановым, руководителем управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Григорием Меламедом и ректором ННГАСУ Андреем Лапшиным о том, какие работы могут вестись на объектах культурного наследия и как выбрать период реставрации.

Что такое реставрация?

Есть закон «Об объектах культурного наследия» — там прописано четыре вида работ, которые можно производить на зданиях, которые относятся к памятникам истории и культуры:
Реставрация. У каждого объекта культурного наследия есть предмет охраны — то самое ценное в объекте, что охраняется государством и что нельзя изменить. Когда мы проводим работы по реставрации, мы сохраняем именно этот предмет — его историко-культурную ценность.
Приспособление под современное использование. Такие работы проводятся, чтобы задать новые функции зданию, после чего оно обретает новое внутреннее содержание. Одна из самых простых подобных функций — это музей. Мы просто сохраняем все интерьеры и наполняем их экспозицией. Из примеров — музей Горького, НГХМ или Литературный музей. Как правило, для такого выбираются здания с хорошими интерьерами.
Один из примеров — Дом губернатора, здание НГХМ в Кремле, где частично проводятся и ремонтные работы, и реставрационные, и приспособление. Там меняются все инженерные сети, реставрируются полы, залы, лепнина и двери, а в тех помещениях, которые не исторические, создаются современные выставочные залы с освещением, кондиционированием и климат-контролем.
Дворец пионеров, бывший Крестьянский поземельный банк — один из больших проектов, в которых мы участвуем как проектировщики. Старое здание Поземельного банка в первый раз прошло приспособление (этим занимался архитектор Александр Яковлев) под Дворец пионеров в 1935 году — например, вместо царских гербов там появилась советская символика, это коснулось даже лепнины на потолках, старые гербы были сбиты и появились советские. Здание находится сразу в двух эпохах — дореволюционной (часть помещений Поземельного банка сохранилась в изначальном виде), а часть помещений рук Яковлева — советской эпохи, в духе развития и установления советской власти.
Ремонт. Работы, направленные на содержание объекта культурного наследия в хорошем эксплуатационном состоянии.
В основном, под это попадают работы по ремонту кровли и реставрации фасадов. Если говорить о кровлях, которые нужно именно реставрировать, то у нас есть единственное такое здание — Государственный банк на Большой Покровской, все остальные просто покрыты металлом, а вот там уникальное покрытие шашкой квадратной и ромбической, такие кровли редки и сложны в исполнении.
По фасадам — работы в меньшей степени ремонтные, больше реставрационные. Мы восстанавливаем лепной декор, штукатурку. Сейчас, например, идут ремонтно-реставрационные работы на фасадах двух домов по Ильинке, это корпуса ННГАСУ — дом купца Маркова и здание Мариинской женской гимназии, а также на фасаде Педагогического университета на Минина.
Противоаварийные работы и консервация. Вид работ, которые идут на устранение аварийной ситуации — чтобы не потерять здание и сохранить его.
Такие работы часто происходят, когда мы приходим на объект и в первую очередь быстро делаем комплекс работ, чтобы ничего дальше не испортилось, и уже потом занимаемся ремонтом, реставрацией и приспособлением. Например, сразу быстро делаем кровлю, чтобы не было дальнейшего намокания и протечек.
Из ярких примеров противоаварийных работ, которые проходят сейчас — консервация пакгаузов.
У нас есть популярный вопрос — «На какой период будем восстанавливать?», то есть, к состоянию какого именно исторического периода будет идти восстановление. Яркий пример — Дворец пионеров, который можно восстановить на период 1910-1914 годов и привести к состоянию, когда он был Поземельным банком. Тогда что нужно сделать? Убрать работу архитектора Яковлева — вернуть старые гербы и банковскую лепнину, убрать советскую «комнату сказок» тоже с лепниной, но со звездами — потому что в тридцатые годы у детей были свои, революционные сказки.
Период, на который проводится реставрация, всегда выбирается так, чтобы объект нес как можно больше культурных особенностей — в зависимости от того, что лучше сохранилось и какой из периодов более насыщенный и интересный.
На научном совете мы поняли, что нельзя выбрать один период — 1935 год, когда прошло его первое приспособление под Дворец пионеров, или 1914 год. Было решено, что дворец будет показан сразу в двух периодах.
По-другому было, когда приспосабливали Арсенал. Нам было интересно время, когда здание строилось (конец XIX века) — этот период мы и оставили в фасадах, отреставрировали их первоначальный облик. А вот внутри, по результатам совета с реставраторами, решили задать Арсеналу современную функцию и оставить там только основные несущие стены.
В Арсенале все стены — исторические и все устроено по такому принципу, как будто новое немножко отступает от старого. В здание вписана трехуровневая этажерка со своим фундаментом и перекрытия не опираются на старые стены.
Я часто говорю, что через руки реставратора прошло более миллиона кирпичей — каждый кирпич зачищался, реставрировался или докомпоновывался. Если надо было на стену Арсенала повесить кнопку, то провод шел по швам между кирпичами — и то, использовалась только слаботочная электрика, а все остальные коммуникации — в новой, вписанной внутрь здания, этажерке, в полах или потолках.
Главная задача реставрации — показать самое ценное в здании и придать ему новую функцию. Мы же не можем в каждом памятнике сделать музей, давайте скажем честно — на это у государства и денег не хватит, музеи вещь не слишком доходная, да и не найдется столько музеев. Мы должны как сохранять объекты культурного наследия, так и придавать им новые функции.
Статья в издании The Village Нижний Новгород, декабрь 2020 года

Made on
Tilda