Дом Д.В. Сироткина

Опубликовано в Наши объекты

ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

ДОМ Д.В. СИРОТКИНА

(1913-1916 гг.)

г. Нижний Новгород, ул. Верхне-Волжская набережная, д.3

Сроки проведения работ:  октябрь 2007 г.- декабрь 2008 г.

Заказчик: Министерство культуры Нижегородской области

Историческая справка:

Дом купца Д.В. Сироткина по праву можно назвать одним из лучших архитектурных памятников. Это здание неоклассического стиля, спроектированное братьями Весниными в 1913-1916  гг., представляет собой двухэтажный особняк, украшенный лоджией с колоннадой.

С 1924 года в здании не проводилось ремонтно-реставрационных работ и художественный музей, находящийся      в нем, длительное время не функционировал.

Монументальная роспись в интерьере здания представлена в виде плафонов, выполненных маслом на холсте в парадной гостиной художником А.Весниным, темперно — клеевой орнаментальной живописи на потолках двух других залов и орнаментов, выполненных золотом. Большей частью живопись находилась в аварийном состоянии, имелись прорывы и расхождения холстов по стыкам.

Виды выполненных работ: комплекс ремонтно-реставрационных работ и приспособление для современного использования.

Одним из показательных объектов реставрационной деятельности ЗАО «СМУ-77» в 2007г. стал памятник градостроительного и архитектурного наследия федерального значения – Дом купца Сироткина на Верхне-Волжской набережной, где сейчас располагается Нижегородский художественный музей.

Специалистами СМУ-77 была проведена огромная работа по восстановлению интерьеров особняка, ведь, неотъемлемую принадлежность этого памятника архитектуры составляют произведения искусства, обладающие большой ценностью.

В процессе проведения работ красочный слой росписей был укреплён, устранена деформация холста, удалены загрязнения, копоть и плесневые образования, проведена защитная обработка.

Восстановлены профили наличников, оконных откосов, отделанных искусственным мрамором.

Работы по реставрации искусственного мрамора были выполнены насыпным методом с последующей полировкой и вощением. В стиле 19-20 веков были заново изготовлены кованые изделия-навесы, козырьки и внутренние решетки.

 

Резной золоченый декор является одним из важных элементов, украшающих сохранившиеся росписи, и представляет собой различные розетки и карнизы с использованием в резьбе высокого рельефа листьев аканта, цветочных мотивов, пышных стеблей и др.

В  помещениях I этажа и вокруг дверных проёмов элементы декора были частично утрачены.  Поэтому в целях максимального сохранения первоначального облика интерьеров были проведены консервационно-восстановительные работы с заменой отдельных лепных деталей и практически полным золочением, была произведена реставрация монументальной станковой живописи.

Все проведенные работы были основаны на научно разработанной методике.

При производстве реставрационных работ паркетные полы из дуба 1-го этажа были полностью восстановлены по образцам полов второго этажа с фризовыми поясами по периметру стен.

Парадная лестница, выполненная из тонированного дуба, была расчищена от толстого слоя лака и сохранена, частично были воссозданы боковые дубовые панели.

Особыми элементами в приспособлении объекта культурного наследия – здания Нижегородского государственного художественного музея для современного использования является устройство систем жизнеобеспечения и создание необходимого микроклимата. Монтаж инженерных систем отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции, кондиционирования, электроснабжения, слаботочных систем.

При проведении реставрационных работ в здании музея впервые была применена система пожаротушения мелкодисперсной водой, которая качественно отличается от системы газового пожаротушения для экспозиционных помещений.

Система вентиляции преимущественно была размещена в старых каналах и переведена на регулируемую (принудительную).

Система  кондиционирования размещена в полах и стенах первого этажа. Помимо этого в стенах Художественного музея размещены системы видеонаблюдения, охранно-пожарной и тревожной сигнализации, электроосвещение.  При этом каждый проход через лепные убранства был предварительно согласован и проходил, не затрагивая предметов охраны.

Всё управление, в том числе и системой кондиционирования, сведено в единую серверную, из которой один сотрудник может управлять инженерным обеспечением всего здания.