Мониторинг законодательства от 05.11.2019 г.

Опубликовано в Новости

Правительство уточнило сроки принятия бюджетных обязательств по госконтрактам для федеральных нужд

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2019 № 1270 «О внесении изменения в Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».

Заказчикам решили дать больше времени для проведения закупок, направленных на реализацию федеральных проектов. Изменение вступит в силу 10 октября. Полагаем, что уже в 2019 году получатели средств федбюджета смогут заключить контракт с единственным поставщиком, разместить извещение о закупке или направить приглашения принять в ней участие до 15 ноября включительно.

В ряде случаев принимать бюджетные обязательства можно будет еще позже, если, в частности:

– исполняются международные обязательства РФ;

– бюджетные обязательства обеспечиваются за счет средств Федерального дорожного фонда;

– товары, работы, услуги закупаются в рамках запроса котировок или запроса предложений, которые проводятся в электронной форме;

– бюджетные обязательства возникают из госконтрактов, заключаемых в текущем финансовом году в связи с расторжением контрактов по соглашению сторон, решению суда или из-за отказа одной из сторон от его исполнения;

– закупка проводится за пределами РФ.

Для начала прочих закупок срок остался прежним – 1 октября или последний рабочий день до этой даты. Неизменным остался и перечень исключений.

С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте компании «КонсультантПлюс» 

 

О нормировании работ по сохранению объектов культурного наследия

Письмо Минстроя России от 20 августа 2019 г. № 30521-ОГ/09 «О нормативно-правовом регулировании в сфере объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)»

Минстрой разъяснил, что полномочия по нормативно-правовому регулированию в сфере объектов культурного наследия относятся к компетенции Минкультуры.

Сейчас оба ведомства занимаются гармонизацией федеральной и территориальной сметно-нормативной базы, в т. ч. по сборникам главы ТСН-2001.7 «Сборники норм и расценок на реставрационно-восстановительные работы по памятникам истории и культуры».

Также планируется закрепить порядок подготовки государственных элементных сметных норм на работы по сохранению объектов культурного наследия, по ремонту и восстановлению произведений монументально-декоративного искусства.

С текстом документа можно ознакомиться на информационно-правовом портале ГАРАНТ.РУ 

 

Минстрой России дополнительно информирует о рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительства на III квартал 2019 года.

Письмо Минстроя России от 09.10.2019 № 38021-ЮГ/09 «Об индексах изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2019 года»

В дополнение к письмам от 28 августа 2019 г. № 31427-ДВ/09 и от 4 октября 2019 г. № 37341-ДВ/09 сообщается о рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2019 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ, прочих работ и затрат, оборудования.

Указанные индексы разработаны с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.

С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте компании «КонсультантПлюс» 

 

Минстрой России дополнительно информирует о рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2019 года

Письмо Минстроя России от 25.10.2019 N 40405-ДВ/09 «Об индексах изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2019 года»

В дополнение к письмам от 28 августа 2019 г. № 31427-ДВ/09, от 4 октября 2019 г. № 37341-ДВ/09, от 9 октября 2019 г. № 38021-ЮГ/09, от 16 октября 2019 г. № 38958-ДВ/09 сообщается о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2019 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ.

Указанные индексы разработаны с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.

С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте компании «КонсультантПлюс» 

 

Минфин разъяснил некоторые вопросы, связанные с обеспечением гарантийных обязательств

Письмо Минфина от 19.08.2019 № 24-03-07/63253

Ведомство пояснило, в частности, в какие сроки возвращать денежные средства, внесенные в качестве обеспечения гарантийных обязательств. В Законе № 44-ФЗ предусмотрены сроки возврата обеспечения исполнения контракта. Однако специальная норма, регулирующая сроки возврата обеспечения гарантийных обязательств, отсутствует. Как указал Минфин, в этом случае следует руководствоваться сроками возврата обеспечения основного обязательства: не позднее 30 дней с даты исполнения гарантийных обязательств, а при закупках у СМП и СОНКО – не позднее 15 дней с даты их исполнения.

Также Минфин отметил, что Закон № 44-ФЗ не предусматривает возможность уменьшить размер обеспечения гарантийных обязательств.

С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте компании «КонсультантПлюс» 

 

Расширен классификатор строительных ресурсов

Приказ Минстроя России от 19 сентября 2019 г. № 554/пр «О внесении изменений в классификатор строительных ресурсов»

Минстрой дополнил классификатор строительных ресурсов новыми видами стройматериалов, конструкций, изделий и оборудования.

Классификатор применяется для формирования ресурсной части сметных нормативов, создания ресурсно-технологических моделей расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, а также для проведения мониторинга стоимости строительных ресурсов.

С текстом документа можно ознакомиться на информационно-правовом портале ГАРАНТ.РУ 

 

Избыточные требования к участникам закупки нарушают Закон о контрактной системе

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 2 августа 2019 г. № ДФ/67066/19 «Ответ на обращение ООО «Чистая вода»»

По мнению ФАС, предметом закупки могут являться работы по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, по результатам которых будет составлена такая документация.

В этом случае целесообразно устанавливать требование к участнику закупки о наличии членства в СРО только в области архитектурно-строительного проектирования.

Если документация о закупке содержит требование о наличии членства в СРО одновременно в двух областях (архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий), то это нарушает Закон о контрактной системе.

С текстом документа можно ознакомиться на информационно-правовом портале ГАРАНТ.РУ 

 

Проекты НПА:

Проект приказа Минкультуры России «О внесении изменений в Типовой Административный регламент осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации либо структурными подразделениями высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), утвержденный приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01 августа 2019 г. № 1357»

Проект приказа разработан в целях приведения указанного Административного регламента в соответствие с требованием абзаца сорок третьего пункта 32 статьи 1 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

C текстом документа можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых 

 

Процедуру заключения госконтрактов предлагается сделать еще более «прозрачной»

Проект Федерального закона № 809044-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части согласования с контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся»

Согласно законопроекту исключительно по согласованию с контрольным органом в сфере закупок допускается заключение заказчиком контракта по результатам признания несостоявшимися конкурса, аукциона или запроса предложений в связи с наличием только одной поданной и соответствующей установленным заказчиком требованиям заявки либо в связи с признанием только одной заявки соответствующей таким требованиям, если начальная (максимальная) цена контракта превышает предельный размер начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Правительством РФ.

Также предлагается:

– наделить Правительство РФ полномочиями по установлению правил согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

– исключить из сферы применения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» соглашения об установлении сервитутов.

С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте компании «КонсультантПлюс» 

 

Организациям культуры разрешат сдавать помещения в льготную аренду под книжные магазины и литературно-просветительские мероприятия

Досье на проект федерального закона № 816724-7 «О внесении изменения в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» в части наделения организаций культуры правом предоставлять в аренду по льготным ставкам арендной платы государственное или муниципальное имущество для осуществления арендатором розничной торговли книгами, газетами и журналами и проведения литературно-просветительских мероприятий» (внесен 18.10.2019 Правительством РФ)

18 октября 2019 г. Правительство внесло в Думу поправки к основам законодательства о культуре. Организации культуры (кроме казенных учреждений) смогут передавать помещения в льготную аренду для торговли книгами, газетами, журналами и проведения литературно-просветительских мероприятий.

С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы РФ

 

Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о государственной историко-культурной экспертизе»

Проект постановления разработан в целях совершенствования правоприменительной практики норм подпункта 34.2 пункта 1 статьи 9, абзаца девятого статьи 28, абзаца третьего статьи 30, абзаца первого пункта 3 статьи 31, пунктов 2, 4 статьи 32 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры» народов Российской Федерации».

Проектом постановления предусматривается привести в соответствие Положение о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе», Федеральному закону от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры» народов Российской Федерации» в связи с изменениями, внесёнными статьёй 10 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В целях оптимизации процесса согласования органами охраны объектов культурного наследия актов государственной историко-культурной экспертизы земельных участков, земель лесного фонда, водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, предлагается сократить сроки рассмотрения и согласования указанных актов органами охраны объектов культурного наследия.

В целях оптимизации процесса и сокращения сроков проведения указанной государственной историко-культурной экспертизы в случае, если воздействием земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ будет затронут не весь земельный участок, а его часть, либо территория, на которой земельный участок не образован, предусматривается возможность проведения государственной историко-культурной экспертизы только части земельного участка (территории), непосредственно подлежащей воздействию указанных работ.

C текстом документа можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов

 

Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Нижегородской области на реставрационно-восстановительные работы и сохранение значимых объектов культурного наследия, находящихся на территории Нижегородской области»

В соответствии с протоколом заседания организационного комитета по подготовке и проведению празднования 800-летия основания г. Нижний Новгород от 17.05.2019 № 1 утвержден к финансированию перечень дополнительных мероприятий в рамках подготовки к празднованию, в том числе:

– проведение I этапа мероприятий по реставрации и приспособлению для современного использования объекта культурного наследия федерального значения «Нижегородский Кремль. Стены и башни, 1500 — 1511 гг.» – 1 500,0 млн. рублей (2020 год – 1 295,0 млн. рублей; 2021 год – 205,0 млн. рублей);

– реставрация значимых объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, расположенных на территории Нижнего Новгорода, и относящихся к федеральной собственности и собственности субъекта Российской Федерации, а также находящихся в пользовании учреждений социальной сферы – 1 288,0 млн. рублей (2020 год – 872,27 млн. рублей; 2021 год – 415,73 млн. рублей).

В соответствии с проектом федерального закона № 802503-7 «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Минкультуры России предусмотрены бюджетные ассигнования по направлению расходов «Иной межбюджетный трансферт бюджету Нижегородской области на реставрационно-восстановительные работы и сохранение значимых объектов культурного наследия, находящихся на территории Нижегородской области» в объеме 2 788 000,0 тыс. рублей, в том числе на 2020 год – 2 167 270,0 тыс. рублей, на 2021 год – 620 730,0 тыс. рублей.

В связи с этим Минкультуры России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Нижегородской области на реставрационно-восстановительные работы и сохранение значимых объектов культурного наследия, находящихся на территории Нижегородской области» с учетом действующих положений бюджетного законодательства.

Реализация ремонтно-реставрационных работ будет осуществляться в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 317.

Принятие данного проекта постановления не приведет к изменениям условий реализации данной государственной программы.

C текстом документа можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов

 

Проект приказа Минстроя России «Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение проектных и (или) изыскательских работ и информационной карты типовых условий контракта и об отмене приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 июля 2018 г. ‎№ 397/пр «Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на выполнение проектных и изыскательских работ и информационной карты указанного типового контракта»»

Проект разработан в соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правилами разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 г. № 606 «О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, ‎а также о случаях и условиях их применения»

C текстом документа можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов

 

Проект приказа Минстроя России «Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ ‎по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства ‎и информационной карты типовых условий контракта и об отмене приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 июля 2018 г. № 398/пр «Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства и информационной карты указанного типового контракта»»

Проект разработан в соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона ‎от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Правилами разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 г. № 606 «О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, ‎а также о случаях и условиях их применения».

C текстом документа можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов

 

Судебная практика:

 Суд решил: проект контракта можно скорректировать, если в заявке участника была техническая ошибка

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.08.2019 по делу № А60-27427/2019

Победителю электронного аукциона на приобретение квартиры был направлен для подписания проект контракта. Заказчик включил в него информацию, представленную в заявке. На этапе подписания победитель обнаружил опечатку: номер квартиры в заявке был указан неверно. Он направил протокол разногласий, в котором просил заказчика исправить ошибку и указать корректный номер квартиры. Однако ему отказали, сославшись на то, что такие действия нарушают Закон № 44-ФЗ.

Проект контракта не был подписан в срок, участник признан уклонившимся от заключения контракта. Комиссия УФАС приняла решение включить сведения о нем в РНП.

Решение контрольного органа было оспорено в суде. В подтверждение добросовестности участник указывал на следующее:

– ранее он заключал аналогичные контракты с заказчиком;

– в протоколе разногласий была изложена просьба скорректировать проект контракта;

– ошибочный номер квартиры был предметом иного контракта, ранее заключенного с заказчиком.

Суд пришел к выводу, что устранение опечатки в номере квартиры не изменяло по существу заявку участника. Решение УФАС признано недействительным.

С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте компании «КонсультантПлюс» 

 

Верховный суд: акт сверки не гарантирует, что подрядчик не сможет взыскать оплату по договору

Определение ВС РФ от 24.09.2019 № 305-ЭС19-9109

Подрядчик обратился в суд с требованием взыскать задолженность. Требование он обосновал односторонним актом КС-2, который был направлен по почте в начале декабря 2016 года.

Суды трех инстанций в иске отказали. Они обратили внимание на такие моменты:

– в конце декабря того же года стороны подписали акт сверки расчетов по договору. Согласно акту у заказчика не было долгов;

– подрядчик в ходе процесса не заявлял ходатайство о проведении экспертизы в отношении объема и стоимости выполненных работ;

– иных доказательств выполнения работ, помимо одностороннего акта, в деле нет.

Верховный суд с таким подходом не согласился. Он указал на следующее:

– доказано, что заказчик получил акт выполненных работ;

– заказчик устранился от приемки работ и рассмотрения поступивших документов, не заявил мотивированного отказа их подписывать;

– акт сверки расчетов, на который ссылается заказчик, не является первичным учетным документом и сам по себе не подтверждает, что заказчик не должен оплачивать работы.

Верховный суд направил дело на новое рассмотрение.

С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте компании «КонсультантПлюс» 

 

ВС РФ разъяснил, по какой ставке рассчитывать пени за просрочку оплаты по контракту

Определение ВС РФ от 18.09.2019 № 308-ЭС19-8291

Если заказчик своевременно не рассчитался за товары, работы или услуги, исполнитель вправе взыскать пени за каждый день просрочки. Размер пени – 1/300 ключевой ставки (ранее – ставка рефинансирования).

Верховный суд указал, что дату, по состоянию на которую установлена ключевая ставка, нужно определять следующим образом:

– если оплата по контракту произведена и взыскиваются только пени, при их расчете нужно использовать ставку, которая действовала на дату оплаты долга;

– если оплата по контракту не произведена, при расчете пеней применяется ставка, действующая на дату вынесения судебного решения о взыскании задолженности и пеней.

С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте компании «КонсультантПлюс» 

 

ВС РФ: участник на УСН не может отказаться от заключения госконтракта, в котором выделен НДС

Определение ВС РФ от 23.09.2019 № 306-ЭС19-15999

Победителем закупки стал участник на УСН. Получив проект контракта, в котором из цены был выделен НДС, он неоднократно направлял заказчику протоколы разногласий с просьбой указать цену без налога. Заказчик не стал ничего менять, а участник попал в РНП за уклонение от заключения контракта.

Суды не поддержали участника. Если заказчик указал цену с НДС, контракт должен быть заключен на этом условии. Участник все равно сохраняет право получить полную сумму и не обязан платить НДС.

Главное в такой ситуации — помнить, что нельзя выставлять заказчику счет-фактуру с НДС. Заказчик не может отказаться от оплаты, если не получит такой документ. Минфин отмечал, что платить налог не потребуется, даже если в платежном поручении заказчик выделит НДС.

Верховный суд отказался пересматривать дело.

С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте компании «КонсультантПлюс»

 

Нельзя отклонить заявку на участие в госзакупке, если вместо выписки представлены сведения из ЕГРЮЛ

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа по делу № А73-963/2019

Заявку участника отклонили из-за того, что были представлены сведения из ЕГРЮЛ, а не выписка из реестра. Управление ФАС не увидело нарушений. Участник с ним не согласился, ведь в электронных процедурах выписку должен представлять оператор электронной площадки.

Суды поддержали участника, поскольку сведений из ЕГРЮЛ было достаточно для его идентификации.

Отметим, закупка проходила до начала работы ЕРУЗ, однако приведенный пример не потерял актуальности. Сейчас вместе со вторыми частями заявок участников, аккредитованных в ЕИС, операторы должны направлять не выписки из ЕГРЮЛ, а сведения, полученные в порядке межведомственного информационного взаимодействия. При этом в законе говорится именно о выписке. Из-за данного противоречия заказчики отказывают в допуске к закупке. В такой ситуации рассмотренную позицию судов можно использовать как дополнительный аргумент в споре.

С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте компании «КонсультантПлюс» 

 

Минкультуры России

 График заседания Секции производственных специальностей аттестационной комиссии Минкультуры России по аттестации специалистов в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), в области реставрации иных культурных ценностей на 30 октября 2019 г.

С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте Минкультуры России

Рекомендуемая форма заявления на право получения (продления) полномочий эксперта по проведению государственной историко-культурной экспертизы

С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте Минкультуры России 

Приказ Минкультуры России от 02 октября 2019 г. № 1478 «Об аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы»

С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте Минкультуры России 

Приказ Минкультуры России «О составе аттестационной комиссии Министерства культуры Российской Федерации по аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы»

С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте Минкультуры России 

 

Проекты:

 

Проект приказа Минкультуры России «О признании не подлежащим применению приказа Министерства культуры Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 142 «Об утверждении инструкции о порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения»

Проект приказа подготовлен в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 № 1178 «Об утверждении Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержание этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка» в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 № 532-ФЗ «О внесении изменений в статьи 27 и 476 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Принятие Приказа позволит устранить пробелы, связанные с изменением российского законодательства.

С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте Минкультуры России