Не «просто покрасили». Реставрация музея-квартиры А.М. Горького.

Опубликовано в Без рубрики

Полтора года назад Нижний Новгород посетил итальянский архитектор, профессор Миланского политехнического университета Массимо Беллотти. Интерес европейского гостя был отнюдь не праздным. Он приехал посмотреть на старинную деревянную застройку, делающую уникальной историческую часть нашего города, на мастерство древних русских зодчих.  Каменных объектов культурного наследия и в Европе хватает. Питер и Москва – тоже камень. А вот Нижний Новгород – это… белиссимо! И куда же иностранцу для вдохновенного созерцания ехать, как не к нам?

И если с реставрацией каменных объектов в последние годы у нас ситуация более или менее налаживается, то с объектами деревянной архитектуры остаются большие проблемы. К ним у многих сформировалось пренебрежительное отношение, и, следовательно, расходы на их содержание и реставрацию признаны неэффективными. Редкие оставшиеся специалисты в этой области оказались не у дел, а из-за их невостребованности новых готовить перестали.

Отсюда и сложилось мнение, что деревянную застройку уже ничто не может спасти.

Может. И не что, а кто.

Реставраторы.

Одним из ярких примеров могут служить завершающиеся ЗАО «СМУ-77» реставрационные работы Музея-квартиры А. М. Горького в Нижнем Новгороде (ул. Семашко, 19). А начинались они очень непросто. При демонтаже всё буквально крошилось и рассыпалось прямо в руках, в частности – рассохшиеся за долгие десятилетия оконные рамы и трухлявые карнизы. Особенно в плачевном состоянии находился пристрой. Возведённый в своё время без фундамента, со сгнившими нижними венцами и обшивкой, он начал заваливаться, грозя совсем оторваться от основного здания. В принципе, даже проект допускал его снос и строительство нового, но когда реставраторы обнаружили, что основная часть старого сруба ещё способна долго прослужить, то приняли решение пристрой сохранить. Его приподняли над грунтом, подвели под него фундамент, заменили гнилые венцы и частично обшивку, и прикрепили к основному зданию. Теперь они — единое целое, и гниение пристрою больше не грозит.

При реставрации фасада отдельного упоминания заслуживает работа с наличниками и декоративными элементами. Хотя, надо признать, декор на данном объекте небогат. Его не сравнишь с настоящим кружевом иной резьбы по дереву, но главная его ценность в том, что он сохранён «родным». Конечно, проще (и дешевле!) было бы изготовить новые элементы декора – никто бы и не заметил. Однако, старые – свидетели нашей истории, они «видели» посещавших этот дом знаменитых людей, о существовании которых мы лишь помним. Поэтому ЗАО «СМУ-77» на собственной производственной базе была проведена кропотливая работа по реставрации наличников, восстановлению повреждённых элементов фронтонов, замене утраченных деталей. Зато теперь сотрудники музея не без гордости могут говорить посетителям: «Между прочим, здесь всё сохранено с тех времён, никакого новодела…»

Отреставрирована воротная группа, причём тщательно подбирались реставрационные материалы, способные сохранить патину времени. Всё же — старина. Всё же — музей. Всё же — центр города, и вокруг много нижегородцев с детьми, для которых всё это и делается.

Случайные прохожие, становившиеся невольными свидетелями обсуждений специалистами проделанной работы, удивлялись: «Надо же, как, оказывается, всё сложно! А мы думали — просто заново покрасили!»

Кстати, о «покрасили». Реставраторы очень долго определяли изначальный цвет, в который было выкрашено здание, обдирали слой за слоем вплоть до самого дерева, а затем тщательно подбирали краску на соответствие историческому цвету. Здесь тоже свои сложности – слой краски впитывается в дерево, в кирпич и меняет свой оттенок. Поэтому подбор правильного колера – отдельное мастерство.

Нет, реставрация – это не «просто покрасили». Это искусство.

И опыт ЗАО «СМУ-77» особенно ценен в рамках сегодняшней концепции сохранения деревянного зодчества в Нижнем Новгороде. Есть возможности, есть желание, есть специалисты, готовые к любой сложности реставрационных работ на деревянных объектах и отдающих себе отчёт в том, что они оберегают столь важную для нас связь между прошлым и будущим.