От семинарии к современному университету. Сохранить и приспособить

Опубликовано в Новости


Объект культурного наследия федерального значения «Здание семинарии 1829 г.», расположенный по адресу: г.Нижний Новгород, пл.Минина и Пожарского, д.7 (литер А), представляет собой редкий для Нижнего Новгорода пример сохранившегося в первоначальном виде масштабного общественного здания величественной архитектуры высокого классицизма.
Он расположен по красной линии пл. Минина и играет важную роль в формировании глубинно-пространственной композиции архитектурного ансамбля центральной площади города.

1В начале XIX столетия Нижегородская семинария вместе с находившимися при ней уездным и приходским училищами помещалась в трех корпусах: «Два из них были каменные, а один деревянный». Приобретенное епископом Димитрием (Сеченовым) в 1743 году у вдовы Пушниковой двухэтажное здание с подвалом семинарского правления, канцелярии, архива, кухни, «квартир» учащихся и преподавателей неоднократно «поправлялось». С 1808 года этот главный корпус стал трехэтажным.

Планы масштабного переустройства здания Семинарии были связаны с переустройством центральной части города по указаниям Николая I, серьезным износом зданий семинарии к концу XVIII в. и реформой духовного образования в России 1808-1814 гг.

В 1824 г. была утверждена новая планировка Н. Новгорода по проекту архитектора В.И. Гесте. Важной частью проекта, было пространственное объединение ранее изолированной, замкнутой Верхнепосадской площади с Волжским откосом. В результате этого полностью изменился характер застройки околокремлевской территории и образовалась парадная трапециевидная в плане площадь с широким ответвлением в сторону откоса.

2Составленный архитектором И.И. Межецким проект перестройки старого здания Семинарии был утвержден 17 мая 1824 года и в 1825-1826 гг. частично воплощен. Но столичный Строительный комитет приостановил работы, найдя «нужным сделать некоторыя перемены в прежнем плане и фасаде». Новый проект, составленный А. Л. Леером, был утвержден 30 января 1827 года и в течение трех последующих лет осуществлен.

Духовная семинария размещалась в здании до 1918 года. В советские годы в нем до 1930 года размещался Нижегородский государственный университет, затем сельскохозяйственный институт, позднее заочный юридический институт. В 1967 году оно было передано Горьковскому педагогическому институту. В настоящее время здание является вторым корпусом Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина.

До настоящего времени ОКН не претерпел существенных изменений. Стены здания и колонны портика кирпичные, оштукатурены, перекрытия над цокольным и первым этажом – кирпичные сводчатые, лестничные площадки и марши опираются на систему широких сегментных и ползучих арок, сложенных их кирпича на известковом растворе.

При проведении ремонтных работ, прошедших за время существования учебного заведения, незначительно расшиты проемы входных дверей, рамы окон заменены без сохранения исторической расстекловки. Незначительно изменены внутренние планировки, проемы выходившей в актовый зал Семинарии антресоли заполнены стеклоблоками Одна из розеток на стене актового зала зашита. В ряде помещений второго и третьего этажа смонтированы подвесные потолки. Утрачены все печи, кроме одной в аудитории первого этажа. Разобрана арка кирпичных ворот, примыкавшая с севера к главному фасаду Семинарии.

В 2017 году ЗАО «СМУ-77» были проведены ремонт и реставрация фасада здания – восстановлен лепной декор и исторический цвет фасада, отремонтированы стены, заменены ступени лестницы главного входа, произведена реставрация оконных проемов с восстановлением исторического рисунка расстекловки.

В настоящий момент на объекте культурного наследия проводятся работы по ремонту, реставрации и приспособлению для современного использования помещений второго этажа под многофункциональное образовательное пространство.

В системе образования особое место занимает мотивация учащихся к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности и свободой смены его видов. Все это напрямую связано с организацией образовательного процесса, который должен быть направлен на развитие творческой личности студента.

Учебное пространство должно включать обучаемых в такие виды деятельности, которые способствуют развитию всестороннего восприятия мира: окружающих красок, форм, звуков, и стимулировать его эмоциональную, мотивационную и интеллектуальную сферы.

Процесс обучения, сочетающий в себе как коллективное, так и индивидуальное творчество, разделяется по учебным зонам, которые могут отличаться большим разнообразием.

4Все эти требования к современному процессу обучения учитывались при разработке проекта капитального ремонта и приспособления для современного использования помещений второго этажа под многофункциональное обучающее пространство объекта культурного наследия федерального значения «Здание семинарии,1829 г.».

В соответствии с потребностями, проектом было предложено выделить несколько функциональных зон.

Зона учебы будет разделена на две части. Пространство с восточной стороны от коридора приближенно к классической, и всем привычной обстановке — учебной аудитории, при этом модель удобно и легко трансформируется и дает возможность менять размер аудиторий, разбивать помещение на небольшие классы для групповых занятий, объединять их в большую аудиторию, рассчитанную на занятие нескольких групп одновременно, а также создание еще большего пространства, подходящего для лекций и различных мероприятий.

ACCamera_20С западной стороны предлагается разместить более свободную учебную зону нового формата, представляющую собой универсальный и свободно перестраиваемый механизм. Эта зона подходит как для коллективных занятий и самоподготовки, так и для отдыха.

В помещении, где ранее размещался зоологический музей, предполагается организовать экспозиционную зону с включением её в обучающее пространство.

Зону отдыха предложено оборудовать специальным подиумом, обилием мягких аксессуаров — подушек и матов.

Организация зоны мультимедиа предполагает преобразование коридора посредством раздвижных стен со звукоизоляцией в широкий холл с обилием мультимедийных выставок, стендов.

залСтены и архитектурные детали актового-читального зала, являющегося ценным охранным объектом, выдержаны в белом цвете, на полу восстанавливается паркетное покрытие, освещение организуется посредством люстр и дополняется подсветкой по карнизу. Балкон второго света (коридор 3 этажа) открывается и выполняется в прозрачном остеклении.

Проект ориентирован на неограниченные возможности дальнейшего развития. Пространство многофункциональное и свободно перестраиваемое, что позволяет находить решения для любых задач учебного процесса.

Объявленный летом 2019 года аукцион по выбору подрядчика на проведение работ по капитальному ремонту, реставрации и приспособлению выиграло ЗАО «СМУ-77» – одна из крупнейших реставрационных организаций Нижнего Новгорода, выполняющих широкий спектр работ по проектированию, восстановлению, воссозданию и приспособлению под современное использование объектов культурного наследия.

8Реставраторам предстоит выполнить большой объем работ, в частности:

— ремонт инженерных сетей: отопление, частично водопровод и канализация, кондиционирование, силовое электрооборудование, электроосвещение, сети пожарной сигнализации и системы оповещения в границах ремонтируемых помещений;

— ремонт полов (замена синтетического покрытия пола на паркет в большом двусветном помещении и на виниловую плитку с разным цветовым решением для различных пространственных зон);

— устройство потолочных систем типа Грильято или подвесных потолков ГКЛ в соответствии с проектным решением той или иной зоны;

— замена покрытия стен с устройством новых декоративных конструкций и раздвижных перегородок.

9Предусмотрено выделение пространства открытой лестничной клетки от помещений второго этажа противопожарными дверными заполнениями.

Настоящим украшением не только второго этажа, но и всего здания является двухсветное пространство, используемое до последнего времени как книгохранилище и читальный зал. Наружная и поперечные стены помещения декорированы плоскими пилястрами коринфского ордера, по высоте равными колоннам портика на главном фасаде. Центральная световая ось помещения отмечена дверным проемом выхода на балкон. Полукруглые пилястры, расположенные вдоль продольной внутренней стены помещения, переходят на уровне третьего этажа в объемные коринфские колонны антресоли, выходящей в зал из коридора третьего этажа.7

Ремонтно-реставрационные работы в двухсветном пространстве включают в себя восстановление и окраску покрытия стен и потолка, замена синтетического покрытия пола на паркет. Расчистка декоративных элементов интерьера: антресоли, колонн, пилястр и капителей и их реставрация с элементами докомпоновки в местах утрат.

Так же на стадии проекта было принято решение восстановить утраченную розетку на северо-восточном углу стены двухсветного зала, а существующую на противоположной стене – реставрировать.

Заменяется заполнение дверных проёмов. Вместо существующих стальных дверей будут установлены филенчатые двери из массива дерева.

Балкон второго света (коридор 3 этажа) открывается и выполняется в прозрачном остеклении.

В настоящий момент работы на объекте идут полным ходом, их темп полностью соответствует графику производства работ.

Вписать современные элементы оформления интерьеров в историческое пространство не нарушив его, сделать его максимально комфортным для учащихся и преподавателей и сохранить дух исторического здания – основная задача проектировщиков и реставраторов.

Специалистов ЗАО «СМУ-77» отличает бережное, деликатное отношение к сохраняемому объекту.
DSC_0101Результатом их работы станет современное многофункциональное образовательное пространство с учебными аудиториями и зонами, оборудованными местами для самостоятельной работы и неформального общения участников учебного процесса.

Здание Семинарии представляет собой пример образовательного учреждения. Важно отметить, что с первых дней постройки и до наших дней назначение здания не изменилось – уже почти 200 лет оно неизменно служит и еще многие годы будет служить делу просвещения.